Вначале мне бы хотелось разграничить два понятия: маркетинг и продвижение.
Маркетинг – это организационные мероприятия, направленные на поиск информации о рынке (фокусные группы потребителей – кому продаем, товары конкуренты – что продаем, фирмы конкуренты – кто еще кроме нас продаем) и прогнозирования будущей рыночной конфигурации (прогноз необходим для реализации проектов развития в фирме) с учетом наших действий и действий конкурентов по продвижению товаров.
Продвижение товаров (под товаром я также понимаю и сферу услуг) – это мероприятия, направленные на решение следующих задач:
- 1. Сообщить фокусной группе потребителей о товаре
- 2. Убедить фокусную группу, что товар необходимо покупать только у нас, а не у конкурентов
- 3. Сделать фокусную группу лояльной нашей организации с целью того чтобы следующую покупку они сделали у нас и чтобы в случае разработки нами нового продукта они захотели его попробовать.
Безусловно, "маркетинг" и "продвижение" – это пересекающиеся понятие, но между ними есть существенная разница: маркетинг – это, прежде всего, аналитическая работа), продвижение – это коммуникационная деятельность (разработка технологии построения диалога между фирмой и фокусной группой, а также ее реализация).
Как же Интернет влияете на "маркетинг" и "продвижение"?
В Интернете люди решают следующие задачи:
1. Организуют свой досуг (Интернет-игры, пиратские фильмы и книги)
2. Устраивают свою личную жизнь (социальные сети, сайты знакомств)
3. Ищут необходимую им информацию (по работе, по хобби, по развлечениям)
4. Осуществляют покупки в Интренет-магазинах (причем товарами уже являются не только традиционные книги и бытовая техника, а, например, получают полноценное образование с помощью технологий e-learning) 5. Реализуют свою социальную позицию (политические партии, Некоммерческие организации, взаимодействии ЕС органами государственной власти).
6. Торгуют друг с другом (e-bay).
7. Формируют свой профессиональный и творческий имидж (livejournal, мой круг, you tube)
Фирмы решают следующие задачи:
1. Организуют сервисную поддержку своих клиентов
2. Организуют сбыт своих товаров и услуг (Интрнет-реклама)
3. Используют Интернет-ресуры как средство организации взаимодействия (электронные площадки по тендерным торгам, средства организации дистанционной работы над совместными проектами, Интернет-выставки, Интернет-биржи, Интернет-платежи)
4. Используют Интрнет как средство поиска сотрудников, особенно с уникальными профессиональными компетенциями.
5. Используют Интернет как средство черного PR (потому что другой современным СМИ просто не интернесен)
Государственные органы и политические партии решают другой спектр задач:
1. Используют Интернет как средство формирования лояльных слоев населения проводимому курсу (социальная реклама, официальная позиция)
2. Используют Интернет как средство получения обратной связи от населения (социологические опросы, тестирование идей).
3. Используют Интернет как инструмент формирования гражданского общества.
Особенно становится интересно, когда данные задачи начинают пересекаться, так как что в организациях, что в государственных органах и политических партиях работают люди. В этот момент возникает несколько различных профилей человека:
1. человек и его связь с друзьями
2. человек и его связь с организациями в которых он работал
3. человек и его связь с обществом
4. человек и его хобби.
С точки зрения маркетинга и продвижения в Интернете необходимо учитывать все эти профили человека и круги общения, связанные с данными профилями.
Какие же задачи необходимо решать при использовании Интернета для решения задач маркетинга (данные вопросы предлагается обсуждать далее):
1. Информация в Интернете появляется постоянно и распространяется достаточно быстро, поэтому как построить системы сбора информации о рынке в таких условиях?
2. Какой информации можно доверять, а какой не стоит (это задача особенно актуальна при построении рыночных прогнозов)?
3. Как бороться с противоречивой избыточной информацией о некотором объекте (актуальность данной задачи, следует из следующего примера: по данным финской таможни груза такого-то вида было перевезено в Россию на сумму 10 млн евро, а по данным российской таможни – всего на 15 млн евро; а если мы возьмем не Россию и Финляндию, а Россию и Китай)?
4. Какую информацию фирме о себе собой стоит выкладывать в Интернет, а какую не стоит (при этом необходимо учитывать, что конфиденциальная информация имеет свойство переходить из одной в другую вместе с человеком)?
Как "правильно" использовать Интернет при продвижении – не менее хитрая задача:
1. Как сделать так, чтобы про тебя услышали, если каждый может создать собственный Интернет-ресурс в течение нескольких часов?
2. Как оценить показатели эффективности тех или иных действий по продвижению в Интрнгете?
3. Как связаны традиционные схемы продвижения (печатные СМИ, TV, выставки) и Интернет-схемы продвижения (контекстная и банерная реклама, вирусный маркетинг, спам, системы рейтингования на ресурсах-провайдерах информации, социальные сети)?
4. Какую информацию о своих посетителях можно хранить, а какую не следует?
Вопросы, вопросы, вопросы … надеюсь совместно с Вами мы сможем обсудить их:).